Главная >> Копилка знаний >> Трансмиссия Рено Дастер >> Рено Дастер. Рулевое управление



Кратко о чем эта статья: Рено Дастер. Рулевое управление


Есть что добавить?
Если у Вас есть, что добавить к статье, или Вы хотите поделиться своим опытом на данную тему — пожалуйста, оставьте комментарий.
Если Вы являетесь автором отчета о ремонте, доработке автомобиля Renault или рекомендуете материал для размещения в Копилке знаний — пожалуйста, сообщите нам об этом на е-мейл dustershop77@yandex.ru.

Рено Дастер. Рулевое управление


Рено Дастер. Рулевое управление


Замена наконечника рулевой тяги
Замена рулевой тяги
Замена чехла рулевого механизма
Прокачка системы гидроусилителя рулевого управления
Снятие насоса гидроусилителя рулевого управления
Снятие рулевого колеса
Снятие рулевого механизма
Снятие рулевой колонки

 

Рулевое управление автомобиля – реечное с гидроусилителем. Картер рулевого механизма крепится к подрамнику передней подвески двумя болтами.
В картере рулевого механизма рейка поджимается к валу-шестерне пружиной через упор. Регулировку бокового зазора между шестерней и рейкой выполняют вращением регулировочной пробки, которая поджимает пружину. Регулировку проводят при сборке рулевого механизма на заводе-изготовителе. В эксплуатации, как правило регулировка не требуется.
Рулевой привод состоит из двух рулевых тяг, соединенных с рейкой рулевого механизма и рычагами поворотных кулаков. Каждая тяга крепится внутренним концом к рулевой рейке через неразборный шаровой шарнир – резьбовой наконечник шарнира вворачивается в отверстие рейки.
В средней части рулевой тяги выполнен шестигранник под ключ «на 13», а на наружном конце – резьба, на которую наворачивается наконечник тяги. В наконечнике рулевой тяги имеется неразборный шаровой шарнир, не требующий пополнения запаса смазки, заложенной внутрь него на весь срок службы.
Правая и левая рулевые тяги одинаковые, а наконечники – разные.
Соединение рейки рулевого механизма и шарового шарнира рулевой тяги защищено от грязи и влаги гофрированным резиновым чехлом.
Чехол закреплен стальным одноразовым хомутом на картере рулевого механизма, а на рулевой тяге чехол держится за счет пружинного хомута – при этом узкий поясок чехла должен совпасть с проточкой, выполненной на рулевой тяге.
Вал рулевой колонки крепится к валу-шестерне рулевого механизма через промежуточный вал с двумя карданными шарнирами. На шлицах в верхней части вала рулевой колонки установлено рулевое колесо, закрепленное винтом. Рулевая колонка прикреплена к кронштейну поперечной балки, расположенной под панелью приборов.
В систему гидроусилителя рулевого управления входят: рулевой механизм, насос, радиатор для охлаждения рабочей жидкости, бачок для рабочей жидкости и соединительные трубки магистралей.
Насос приводится во вращение ремнем от шкива привода вспомогательных агрегатов. Гидравлическая жидкость из бачка поступает в насос, а от него подается под высоким давлением к распределительному устройству, расположенному в картере рулевого механизма и механически соединенному с валом рулевой колонки. На зубчатой рейке рулевого механизма закреплен поршень гидроцилиндра. При повороте рулевого колеса распределительное устройство соединяет одну из камер гидроцилиндра с нагнетательной магистралью насоса, а другую камеру – со сливом. При этом поршень гидроцилиндра из-за разности давлений рабочей жидкости перемещает рейку влево или вправо и через рулевые тяги и рычаги кулаков поворачивает управляемые колеса автомобиля.
В сливную магистраль гидроусилителя встроен радиатор для охлаждения рабочей жидкости. Радиатор расположен за передним бампером – закреплен на подрамнике передней подвески перед конденсатором кондиционера и радиатором системы охлаждения. При отказе гидравлического усилителя возможность управления автомобилем сохраняется, но при этом увеличивается усилие на рулевом колесе.
Бачок гидроусилителя рулевого управления установлен в моторном отсеке – закреплен хомутом на кожухе вентилятора радиатора. Для контроля уровня жидкости на полупрозрачном корпусе бачка нанесены метки MIN и MAX.
   

Снятие рулевого колеса

 
Рулевое колесо снимаем для его замены, а также при демонтаже подрулевых переключателей, рулевой колонки или панели приборов.
Работу проводим на ровной площадке.
Отсоединяем клемму провода от «минусового» вывода аккумуляторной батареи. Устанавливаем передние колеса автомобиля в положение прямолинейного движения. Снимаем подушку безопасности водителя (см. «Снятие подушки безопасности водителя»).
Ключом Torx T-50 отворачиваем на несколько оборотов винт крепления рулевого колеса.
Винт до конца не отворачиваем, чтобы при снятии рулевого колеса не получить травму.
Покачивая, тянем на себя рулевое колесо и снимаем его со шлицов вала.
Полностью отворачиваем винт крепления рулевого колеса.
После отворачивания винта крепления рулевого колеса желательно пометить положение рулевого колеса относительно вала рулевой колонки, например, маркером или кернером.
Это облегчит дальнейшую установку.
Осторожно протягивая жгут проводов подушки безопасности водителя через отверстие в рулевом колесе… …снимаем рулевое колесо с вала Устанавливаем рулевое колесо в обратной последовательности.
При этом…
…широкий 1 и два узких 2 паза отверстия ступицы рулевого колеса…
…должны совмещаться с соответствующими выступами на шлицевом наконечнике вала рулевой колонки.

   Снятие рулевой колонки

 Рулевую колонку снимаем для замены в сборе при выходе из строя подшипников вала колонки или карданных шарниров промежуточного вала.
Снимаем подрулевые переключатели (см. «Снятие подрулевых переключателей и соединителя переключателей с барабанным устройством спирального кабеля»). Снимаем комбинацию приборов («Снятие комбинации приборов»). Отсоединяем колодки проводов выключателя зажигания и катушки иммобилайзера от колодок жгутов проводов (см. «Замена катушки иммобилайзера и контактной группы выключателя зажигания»).
Рулевую колонку можно демонтировать двумя способами – со снятием панели приборов или без снятия панели.
Рассмотрим оба способа.
Снимаем панель приборов (см. «Снятие панели приборов»).
Головкой «на 13» отворачиваем гайку специального болта крепления муфты нижнего карданного шарнира промежуточного вала к валу-шестерне рулевого механизма.
Вынимаем болт.
Специальный болт и самоконтрящаяся гайка крепления муфты нижнего карданного шарнира промежуточного вала.
Снимаем муфту нижнего карданного шарнира с вала-шестерни.
Головкой «на13» отворачиваем четыре болта крепления рулевой колонки к кронштейну поперечной балки, расположенной под панелью приборов.
Снимаем рулевую колонку.
Чтобы демонтировать рулевую колонку, не снимая панель приборов, необходимо выполнить следующие операции.
Ключом Torx T-20 отворачиваем два самореза крепления панели приборов к заднему кронштейну крепления рулевой колонки.
Головкой «на 13» отворачиваем два верхних болта крепления рулевой колонки к кронштейну поперечной балки.
Из-под панели приборов отворачиваем два нижних болта крепления рулевой колонки (см. выше).
Головкой «на 10» отворачиваем гайку болта механизма регулировки руля.
Вынимаем подшипник… …и рукоятку.
Снимаем задний кронштейн крепления рулевой колонки.
Затем, перемещая верхнюю часть рулевой колонки так, чтобы она не зацепилась за элементы панели приборов и поперечной балки, проталкиваем колонку вниз, сквозь отверстие в панели приборов… …и снимаем рулевую колонку.
Устанавливаем рулевую колонку в обратной последовательности.
Муфту нижнего карданного шарнира монтируем на вал-шестерню рулевого механизма так, чтобы болт крепления муфты совместился с лыской вала-шестерни. Гайку болта крепления муфты и болты крепления рулевой колонки затягиваем предписанными моментами .

  Замена наконечника рулевой тяги

 Наконечник рулевой тяги заменяем при выходе из строя его шарового шарнира или повреждении чехла шарнира.
Работу проводим на ровной площадке.
Снимаем переднее колесо со стороны заменяемого наконечника рулевой тяги и надежно фиксируем автомобиль на подставке заводского изготовления.
Поворачиваем рулевое колесо до упора в сторону, противоположную снимаемому наконечнику. Работа показана на примере левого наконечника рулевой тяги, правый наконечник рулевой тяги меняем аналогично.
При снятии наконечника целесообразно пометить его положение относительно рулевой тяги.
Это позволит приблизительно сохранить прежнюю регулировку схождения колеса.
Ключом «на 21» ослабляем затяжку контргайки, удерживая наконечник ключом «на 19» за лыски.
Перед отворачиванием гайки крепления пальца шарнира наконечника к рычагу поворотного кулака металлической щеткой очищаем от грязи отверстие под ключ Torх в торце пальца.
Ключом «на 16» отворачиваем гайку крепления пальца шарнира наконечника к рычагу поворотного кулака, при необходимости удерживая палец от проворачивания ключом Torx Т-30.
Съемником выпрессовываем палец наконечника из проушины поворотного кулака.
При отсутствии съемника отворачиваем гайку пальца не полностью.
Вставляем монтажную лопатку между наконечником рулевой тяги и рычагом поворотного кулака. Отжимая монтажной лопаткой наконечник рулевой тяги вниз и нанося удары молотком в торец рычага поворотного кулака, выпрессовываем палец из отверстия в рычаге.
Также возможно выпрессовать палец, нанося удары молотком через проставку из мягкого металла по торцу пальца.
При этом следует подпереть поворотный кулак регулируемой опорой .
Выводим палец шарового шарнира из отверстия в рычаге.
Рукой отворачиваем наконечник, считая количество оборотов, на которые он отвернется, при необходимости удерживая рулевую тягу от проворачивания за шестигранник ключом «на 13».
Устанавливаем наконечник рулевой тяги в обратной последовательности.
Наворачиваем его на резьбовой конец рулевой тяги на такое же количество оборотов (или до нанесенной метки), на которое он был навернут до снятия. Затягиваем контргайку наконечника и гайку крепления пальца шарового шарнира предписанными моментами.
После завершения работ по установке наконечника рулевой тяги необходимо проверить и при необходимости отрегулировать схождение колес на специальном стенде – на станции технического обслуживания.
Для регулировки схождения колеса необходимо ослабить затяжку контргайки наконечника, снять пружинный хомут и вращать рулевую тягу за шестигранник ключом «на 13», удерживая наконечник ключом «на 19». Затягиваем контргайку предписанным моментом .

 

 Замена чехла рулевого механизма


Если чехол рулевого механизма потерял эластичность, потрескался или порвался, его необходимо заменить.
Снимаем наконечник рулевой тяги (см. «Замена наконечника рулевой тяги»,).
Отворачиваем контргайку наконечника рулевой тяги.
Пассатижами сжимаем и снимаем пружинный хомут чехла.
Перекусываем бокорезами хомут крепления защитного чехла на картере рулевого механизма или разжимаем его отверткой.
Снимаем хомут.
Снимаем защитный чехол рулевого механизма.
Устанавливаем новый защитный чехол в обратной последовательности и крепим его к рулевому механизму новым хомутом.

 

 Замена рулевой тяги


Рулевую тягу заменяем при появлении люфта в ее шаровом шарнире.
Работу проводим на смотровой канаве или эстакаде.
Операции показаны на левой рулевой тяге. Правая рулевая тяга снимается аналогично.
Снимаем наконечник рулевой тяги (см. «Замена наконечника рулевой тяги», ). Снимаем защитный чехол (см. «Замена чехла рулевого механизма»).
Трубным ключом № 2 выворачиваем корпус шарнира рулевой тяги из рейки, удерживая рейку за первый зуб ключом «на 22».
Снимаем рулевую тягу.
Новую рулевую тягу устанавливаем в обратной последовательности. Перед установкой наносим на резьбовую часть шарового шарнира рулевой тяги небольшое количество фиксирующего герметика. Проверяем и при необходимости регулируем угол схождения колес на СТО.

 

 

 Снятие рулевого механизма

 
Рулевой механизм снимаем для ремонта или для замены. С помощью груши откачиваем жидкость из бачка гидроусилителя.
Отсоединяем наконечники обеих рулевых тяг от поворотных кулаков (см. «Замена наконечника рулевой тяги»).
В салоне автомобиля отсоединяем муфту карданного шарнира промежуточного вала рулевой колонки от вала-шестерни рулевого механизма (см. «Снятие рулевой колонки»).
Перед отсоединением трубок гидравлических магистралей от картера рулевого механизма подставляем под картер широкую емкость для сбора жидкости.
Ключом «на 17» отворачиваем штуцер трубки сливной магистрали.
Выводим наконечник трубки из отверстия картера рулевого механизма и вставляем в отверстия трубки и картера заглушки подходящего диаметра.
Аналогично отсоединяем трубку нагнетательной магистрали.
Соединение трубок сливной и нагнетательной магистралей уплотнены резиновыми кольцами. Заменяем их, если они потеряли упругость, потрескались или деформированы.
С левой стороны головкой «на 10» отворачиваем болт крепления кронштейна к картеру рулевого механизма.
Головкой «на 21» отворачиваем болт крепления картера рулевого механизма и кронштейна к подрамнику передней подвески.
Отсоединив жгуты проводов, снимаем кронштейн.
Отворачиваем болт крепления картера рулевого механизма к подрамнику передней подвески с правой стороны.
Подставляем под заднюю часть подрамника регулируемый упор.
Ослабляем затяжку передних болтов крепления подрамника к кузову приблизительно на четыре оборота.
Отворачиваем задние болты крепления подрамника к кузову и снимаем два усилителя подрамника (см. «Снятие подрамника»).
Опускаем на регулируемом упоре заднюю часть подрамника на 90–100 мм.
Выводим вал-шестерню рулевого механизма из отверстия в щитке передка.
Вынимаем рулевой механизм через арку левого колеса.
Устанавливаем рулевой механизм в обратной последовательности.
Перед установкой проверяем, чтобы рейка была установлена в среднее положение. Затягиваем болты и гайки предписанными моментами .

 

 

 Снятие насоса гидроусилителя рулевого управления


Насос гидроусилителя рулевого управления снимаем для его замены или при демонтаже двигателя. Грушей откачиваем жидкость из бачка гидроусилителя рулевого управления. Снимаем ремень привода вспомогательных агрегатов (см. «Замена ремня привода вспомогательных агрегатов»).
Снимаем передний бампер (см. «Снятие переднего бампера») Снимаем кожух вентилятора радиатора (см. «Снятие вентилятора радиатора») и сдвигаем радиатор с конденсатором кондиционера на шлангах вперед. Подставляем под насос гидроусилителя емкость для сбора жидкости и закрываем генератор полиэтиленом.
Сжав пассатижами хомут крепления шланга наполнительной магистрали, сдвигаем хомут по шлангу и снимаем шланг с патрубка насоса.
Головкой «на 13» отворачиваем болт крепления кронштейна трубки нагнетательной магистрали к кронштейну двигателя.
Ключом «на 17» отворачиваем штуцер трубки нагнетательной магистрали.
Вынимаем наконечник трубки из отверстия в корпусе насоса.
Вставляем заглушки подходящего диаметра в отверстия трубки, шланга и корпуса насоса.
Головкой «на 10» отворачиваем верхний болт крепления насоса к кронштейну двигателя.
Ключом «на 10» отворачиваем болт верхнего крепления насоса, расположенный с противоположной стороны кронштейна.
Тем же инструментом отворачиваем нижний болт крепления насоса к кронштейну двигателя.
Снимаем насос.
Устанавливаем насос гидроусилителя рулевого управления в обратной последовательности. Устанавливаем ремень привода вспомогательных агрегатов (см. «Замена ремня привода вспомогательных агрегатов»).
Заливаем в бачок гидроусилителя рулевого управления рабочую жидкость и удаляем воздух из системы (см. «Прокачка системы гидроусилителя рулевого управления»).

 

 

 Прокачка системы гидроусилителя рулевого управления


Прокачка системы гидроусилителя рулевого управления необходима для удаления воздуха, попавшего в гидропривод при ремонте или замене отдельных узлов системы. Воздух, попавший в гидропривод, вызывает снижение эффективности усилителя рулевого управления.
Для прокачки гидросистемы на неработающем холодном двигателе… …открываем крышку бачка гидроусилителя рулевого управления и доливаем жидкость в бачок до отметки MIN (см. «Проверка уровня жидкости в бачке гидроусилителя рулевого управления»).
Пускаем двигатель и на холостом ходу проверяем уровень жидкости в бачке.
При понижении уровня жидкости доливаем ее до отметки MIN. Несколько раз поворачиваем рулевое колесо влево и вправо до упора, следя при этом, чтобы уровень жидкости в бачке находился около отметки MIN и, если надо, доливаем жидкость.
Возвращаем управляемые колеса в положение прямолинейного движения автомобиля и даем поработать двигателю еще две-три минуты. Затем вновь поворачиваем рулевое колесо влево и вправо до упора и при необходимости доливаем жидкость в бачок до отметки MIN.
Останавливаем двигатель и снова проверяем уровень жидкости в бачке.
После прогрева и стабилизации температуры рабочей жидкости ее уровень должен находиться на отметке MAX, а в холодном состоянии – не опускаться ниже отметки MIN.
Нормальная работа гидроусилителя не должна сопровождаться повышенным шумом, а в жидкости не должно быть видно воздушных пузырьков.
Усилие на рулевом колесе при работающем двигателе должно быть значительно меньше, чем при неработающем. Шум работы гидроусилителя рулевого управления при вывернутых до предела передних колесах неисправностью не является.
Закрываем крышку бачка гидроусилителя рулевого управления.

 






Другие статьи и записи:
Также рекомендуем