По шпалам на гусеницах: Renault Duster на Кольском полуострове
Поскольку зима в ушедшем году так толком и не наступила, мы отправились на ее поиски за полярный круг. Арктику покоряли на всех модификациях кроссовера Renault Duster, включая гусеничную. Часть маршрута пролегала не по дорогам общего пользования, а по заброшенной ветке Октябрьской железной дороги.
Перелет, ночевка в деревушке Нильмогуба, что на Карельском берегу Белого моря.
— А где же ключ от домика?
— Нету. Мы не запираем двери. Тут все свои, а вокруг на несколько десятков километров ни души… Только медведи. Не все впали в спячку, зима-то теплая. Так что за территорию деревни лучше не выходите. —
А на Дастере можно?
— Без проблем.
С такого напутствия и началось мое знакомство с обновленным Дастером. Впереди путешествие в Мурманск. Мы решили окунуться в заполярный экстрим с головой, причем в прямом смысле: рядом с деревней — дайвинг-центр «Полярный круг». Здесь, в отгороженной морской бухте, содержат пару китов‑белух, которые под присмотром инструктора с удовольствием принимают двуногих гостей.
Я на водные процедуры не отважился. Все-таки —16 °C на улице. В такую погоду лучше вовсе не высовывать нос из помещения. А если без поездки не обойтись, хорошо бы заранее протопить салон. На бензиновых Дастерах установлена система дистанционного пуска двигателя Renault Start — она входит в оснащение двух топовых комплектаций. Момент пуска можно запрограммировать, а можно завести машину с брелока на расстоянии до 200 метров. Кстати, полезной такая система будет и в жару, когда хочется заранее охладить раскаленный солнцем салон.
Дизельные автомобили для экспедиции снабдили автономным жидкостным обогревателем Hydronic германской фирмы Eberspächer. Система работает на топливе, подаваемом из штатного бака. Горелка нагревает жидкость системы охлаждения двигателя, а дополнительный циркуляционный насос обеспечивает равномерное распределение тепла. Мотор быстрее достигает рабочей температуры, а пустить его можно даже со смартфона.
Протопи ты мне Duster по-белому
Так что наутро все автомобили уже стояли под парáми. Первым делом сажусь в двухлитровую бензиновую версию. Под капотом — знакомый мотор серии F4R. Одна из его модификаций когда-то оживляла мою Лагуну второго поколения. Он и тогда мне импонировал ровной уверенной тягой и непритязательностью в обслуживании.
C тех пор агрегат чуть прибавил в мощности (до 143 л.с.), но предельный крутящий момент остался прежним (195 Н·м). Правда, теперь, в паре с шестиступенчатой механикой, мотор нравится мне меньше. Коротко нарезанные ступени заставляют постоянно орудовать рычагом.Спустя полчаса я стал попросту переключаться со второй на четвертую или с третьей на пятую, выигрывая в комфорте и не сильно теряя в динамике. Да и на шестой передаче поддерживать постоянную скорость на трассе получается только на ровном участке. Мало-мальский подъем заставляет вернуться на пятую.
Спустя добрую сотню километров по заснеженной трассе Е105 меняемся машинами. Наконец-то! Спустя полгода после обновления в гамме Дастера появилась долгожданная бензиновая «четверка» объемом 1,6 л и мощностью 114 л.с. — с цепным приводом ГРМ. Та самая, которую теперь собирают в Тольятти и устанавливают на Весту и кроссовер XRAY. Отныне это базовый агрегат для Дастера. Впрочем, сам моторчик далеко не новый, он хорошо известен по моделям Nissan Sentra, Tiida, Qashqai или Juke. Среди всех носителей этого двигателя наш полноприводный Duster один из самых тяжелых, а условия сложные. Сдюжит ли?
Вполне! Я поддерживал высокий темп и спокойно сидел на хвосте у двухлитровой версии. Во многом благодаря аналогичной шестиступенчатой механике. Здесь сближенный ряд коробки обернулся во благо. Правда, пятую и шестую передачи создателям пришлось сделать еще короче, но шестую это не спасло. Duster на ней не едет даже на ровном участке. Зато на низах этот мотор показался даже чуть более эластичным, чем двухлитровый собрат. Увы, обещанной экономичности я так и не заметил. С нашим темпом средний расход оказался как у двухлитровой машины — около 9 литров на сотню.
По шпалам на гусеницах: Renault Duster на Кольском полуострове
Поскольку зима в ушедшем году так толком и не наступила, мы отправились на ее поиски за полярный круг. Арктику покоряли на всех модификациях кроссовера Renault Duster, включая гусеничную. Часть маршрута пролегала не по дорогам общего пользования, а по заброшенной ветке Октябрьской железной дороги.
Подготовленные Дастеры прошли без малого семь сотен километров по дорогам Карелии и Мурманской области. Из них почти шестьдесят мы двигались по настоящему бездорожью или заброшенному участку Октябрьской железной дороги.
На вторые сутки стало понятно, что полноценного светового дня мне не дождаться, а однажды я и вовсе его проспал, прикорнув лишь на пару часов. В декабре за полярным кругом затяжной рассвет плавно перетекает в закат. А из-за особенностей рельефа, обилия воды и гор температура может разниться на 15 °C на небольшом отрезке пути. Всё это быстро выбивает из колеи обитателя мегаполиса средних широт. Однако, как оказалось, самый тяжелый участок нам только предстоял. Поэтому я заранее стащил ключи от дизельного 109‑сильного Дастера.
После отдыха в Кировске двинулись дальше, но не по дорогам общего пользования, а по заброшенной ветке Октябрьской железной дороги. Рельсов на ней, конечно, не осталось (расхитители металла постарались), только заметенные шпалы. А чтобы взобраться на насыпь некогда стальной артерии, пришлось преодолевать настоящее бездорожье с незамерзающими промоинами и трамплинами, о которых мечтает любой лыжник-фристайлер. Выключаю ESP, принудительно блокирую муфту привода задних колес — и вперед.
До железки оставалось с десяток километров, когда у нас разгорелся спор на тему энергоемкости подвески Дастера и живучести родных амортизаторов. Коллега усомнился в том, что ни перегреть их невозможно, ни подвеску замкнуть на кузов. Естественно, решили слова подкрепить делом и преодолеть остаток спецучастка на пределе возможностей автомобиля с одним лишь условием — не повредить бамперы. Да простят меня читатели за такое ребячество, но это был единственный способ спастись от уныния бесконечной темени, а то ведь и в депрессию недолго впасть. Однако на очередном прыжке с трамплина мой пыл остудила лопата, прилетевшая из багажника. Спас подголовник сиденья. Намек понял!

Renault Duster. Дорожный просвет у Дастера — 210 мм. В сочетании с полным приводом и турбодизелем это превращает автомобиль в полноценный вездеход.
«Шасси действительно классное», — подытожил коллега, уверенно наливавший из термоса горячий чай в открытую чашку. В этот момент мы уже ехали по шпалам. На дороги общего пользования вернулись лишь за сотню километров до Мурманска — в районе Оленегорска.
Инструмент, припасенный организаторами в каждой машине, не пригодился — откапываться не пришлось. Чтобы засадить полноприводный автомобиль с просветом в 210 миллиметров, нужно постараться. А мы старались! Периодически ныряли в оставленную предположительно «шишигой» колею, более широкую, чем наша. Скребли по острым камням стальной защитой двигателя и дополнительной защитой редуктора. И нужно признать, что в сочетании с дизелем Duster — без преувеличения полноценный вседорожник. С пиковым крутящим моментом в 240 Н·м, который выдает дизель еще до 2000 оборотов в минуту, он уверенно выбирался из глубокого снега. На этот раз претензий к согласованности с коробкой передач нет вовсе.
Стоп! Если наш Duster вседорожник, то что — это? Мы наконец догнали того, кто оставил здесь столь широкую колею, и им оказался… тоже Duster! Только гусеничный.
Рожденный ползать

Renault Duster. При движении на гусеничном Дастере муфта привода задних колес должна быть заблокирована, а система стабилизации — выключена. Гусеничный Duster пока не сертифицирован — приобрести его нельзя.
|